Паша-Лиса (paraskevi_fox) wrote,
Паша-Лиса
paraskevi_fox

Эмоции (сложная и запутанная тема)

Тяжелый выдался год, постоянно были поводы для беспокойства, и наверное поэтому сейчас мы с коллегой активно изучаем эмоции. Как их идентифицировать, проживать, приводить себя в работоспособное состояние. Для начала попытались выяснить, что же такое эмоции в принципе. Не могу не поделиться найденным!
Без стресса - авторский блог
В результате этих исследований Экман определил 6 основных эмоций:
Гнев
Отвращение
Страх
Счастье
Печаль
Сюрприз
В 1990 году Экман добавил в этот список другие эмоции, но заявил, что не все из них могут быть выражены с помощью мимики:
Развлечение
Презрение
Удовлетворенность
Смущение
Возбуждение
Вина
Гордость за достижение
Помощь
Удовлетворение
Сенсорное удовольствие
Позор

Психология счастливой жизни

"Психоэволюционная теория эмоций Роберта Плутчика.
Теория эмоций разрабатывалась в виде монографического исследования в 1962 году. Она получила международное признание и использовалась в раскрытии инфраструктуры групповых процессов, позволяла сформировать представление о внутриличностных процессах личности и механизмах психологических защит. В настоящее время основные постулаты теории включены в известные психотерапевтические направления и психодиагностические системы. Основы теории эмоции изложены шестью постулатами:

1. Эмоции - это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций:

Инкорпорация - поедание пищи или принятие благоприятных раздражителей вовнутрь организма. Этот психологический механизм ещё известный как интроекция.
Отвержение - избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее.
Протекция - поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда. Сюда включается бегство или любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности.
Разрушение - поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности.
Воспроизводство - репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта и смешивания генетических материалов.
Реинтеграция - поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Его функция в обретении вновь опеки.
Ориентация - поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом.
Исследование - поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде.
2. Эмоции имеют генетическую основу.

3. Эмоции — это гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов.

4. Эмоции — это цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз. Происходящие в среде события подвергаются когнитивной оценке, в результате оценки возникают переживания (эмоции), сопровождаемые физиологическими изменениями. В ответ организм осуществляет поведение, призванное оказать эффект на стимул.

5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной (пространственной) структурной модели (см. рис. в начале статьи). Вертикальный вектор отражает интенсивность эмоций, с лева на право вектор сходства эмоций, а ось спереди на зад характеризует полярность противоположных эмоций. Этот же постулат включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — их производными или смешанными.

6. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера или типологиями. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение (см. Колесо эмоций Роберта Плутчика.).

Нежелательная для психики информация на пути к сознанию искажается. Искажение реальности по средствам защит может происходить следующим образом:

игнорироваться или не восприниматься;
будучи воспринятой, забываться;
в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.
Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов. В целом, они образуют шкалу примитивности-зрелости .

Первыми возникают меха­низмы, в основе которых перцептивные процессы (ощущения, восприятия и внимания). Имен­но перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением, непониманием информации. К ним относят отрицание и регрессию, являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.
Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации, это вытеснение и подавление.
По мере развития процессов мышления и воображения, формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработ­кой и переоценкой информации, это рационализация.
Механизм психологической защиты, играет роль регулятора внутриличностного баланса, за счет гашения доминирующей эмоции."
Психология счастливой жизни
"С положительными эмоциями вроде определились: они сигнализирует, что все отлично и тем самым показывают, как действовать эффективно, а также являются поддержкой в сложные периоды жизни. В чем же польза отрицательных эмоций?

Отрицательные эмоции мотивируют решать насущные проблемы, менять то, что нас не устраивает. Страх необходим для выживания и сохранения безопасности. Чувство вины побуждает к сотрудничеству. Гнев мотивирует поиск справедливости, когда нас обманули или поступили с нами непорядочно. В состоянии гнева мы можем отстаивать наши принципы, даже если немедленная выгода от этого незначительна.
Отрицательные эмоции доносят до нас важную информацию, и поэтому иногда они даже превосходят положительные эмоции по полезности. Печаль сигнализирует о потере, страх — об угрозе, а гнев предупреждает о недостойном поступке.
Отрицательные эмоции помогают нам учиться. Мы постоянно оцениваем ситуации, в которых оказываемся. Отрицательные эмоции показывают, что у нас есть проблема, и часто заставляют нас думать, чтобы найти решение проблемы. Благодаря отрицательным эмоциям мы накапливаем интересующую нас информацию и что-то меняем в нашем подходе к решению проблем."
И, прорыв - я не умею радоваться, моя проблема - реактивное образование, заменяющее эмоцию радости на страх, уныние и даже иногда гнев. Это "лечится" и я буду работать над этим!
Tags: цитаты, эмоции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments